/
Маркетинг

Пациенты в центре научных исследований

14 Фев 2023

Долгие годы в клинических исследованиях пациентам отводилась роль участников, которые в лучшем случае получают информацию о своем заболевании и терапии из уст медицинских работников, причем последние сами определяли объем данных, в которых, по их мнению, нуждался пациент. Пациентоориентированная концепция современной медицины может перевернуть это представление, превратив пациента из безмолвной модели в настоящего партнера по исследованию.



Поговорим о том, как внедрить в жизнь эту стратегию и посмотрим, каких результатов уже удалось достичь медицинской онкологической команде Pfizer 1.

Пациент разумный – на пути к просвещению

В основе коммуникации исследователей с пациентами лежат научные данные, и чтобы участвовать в исследовательском процессе активно, прежде всего пациенты и их опекуны должны обладать соответствующим уровнем медицинской грамотности. Не секрет, что медицинская информация чаще всего излагается в форме, недоступной для восприятия человеком, не имеющим соответствующего образования. В такой ситуации даже открытый доступ к специализированным базам данных не решает проблему и не позволяет в полной мере информировать как пациента, так и сопровождающих его лиц. Как адаптировать информационные медицинские форматы к аудитории, к потребителю?

В последние годы возникла эффективная стратегия, позволяющая упростить научные медицинские материалы для понимания пациентами. Она основана на публикации в отрытом доступе упрощенного, адаптированного для пациента краткого содержания статьи – plain language summaries (PLS). Недавно опубликованное 4-е издание Руководства по надлежащей практике публикации GPP 2022 рекомендует сопровождать публикации всех клинических исследований, а также других медицинских статей PLS. Это – отличный выход из ситуации. Но, решая эту проблему, не следует забывать о еще одном серьезном препятствии, которое возникает перед пациентом.

Дело в том, что большинство медицинских научных публикаций находятся в закрытом доступе. За прошедшее десятилетие были предложены несколько выходов из этой ситуации. Так, крупные агентства предложили публиковать краткие результаты исследований в журналах с открытым доступом. Однако, если говорить об онкологии, то лишь немногие ведущие издания с высоким импакт-фактором находятся в открытом доступе. Несколько журналов, например, Annals of Oncology, перешли к политике свободного доступа к статьям для пациентов и лиц, ухаживающих за ними 2. И все же издатели по-прежнему непоследовательны в политике доступных публикаций PLS, хотя рекомендации GPP 2022 и внушают надежду на то, что ситуация изменится в ближайшее время.

Уже сегодня есть пути возможного решения этой проблемы, ведь PLS могут публиковаться не только на веб-сайтах соответствующих журналов, но и на таких платформах, как к figshare (www.figshare.com), которую широко использует, например, компания Pfizer. Кроме того, PLS могут публиковаться в абстрактах онкологических конгрессов, которые нередко посещают онкологические пациенты или их представители, чтобы получить знания о научных разработках в онкологии. Некоторые общества, например, Американское общество клинической онкологии (ASCO), Американское общество гематологии, Европейское медицинское общество онкологии (ESMO) и Европейская ассоциация урологии (EAU) предлагают бесплатную регистрацию для представителей некоммерческих организаций по защите интересов пациентов.





Вовлечение пациента в процесс разработки лекарств

Если научная информация станет доступной для широкого круга пациентов, они смогут непосредственно участвовать в процессе принятия решений на протяжении всего жизненного цикла продукта.  The Medical Affairs Professional Society (MAPS) в недавно выпущенном заявлении предложило четко определить структуру пациентоцентричности в фармацевтических компаниях к 2030 году.

После выпуска продукта на рынок большое значение приобретает информирование пациентов о своем заболевании в рамках образовательных программ и пр. Эффективной тактикой может быть организация межмедицинских консультативных групп, вовлечение пациентов в разработку оригинальных научных публикаций. Некоторые журналы, в частности, The BMJ, уже приняли этот подход и выступают за то, чтобы пациенты были соавторами публикаций 3. Журнал приглашает пациентов и для написания обзора статей, которые находятся на рассмотрении. Руководство по надлежащей практике публикаций поддерживает этот подход, заявляя, что «пациенты и их представители могут участвовать в планировании и разработке публикаций и выступать в роли авторов или соавторов исследования. Это относится к публикациям в журналах для врачей и пациентов, а также к докладам на конгрессах 4.

Компания Pfizer активно участвует в стратегии привлечения пациента в процесс разработки лекарственных препаратов. Так, в Pfizer была разработана программа Blue Button, которая позволяет пациентам, участвующим в клинических исследованиях, иметь доступ к своим данным, что помогает чувствовать себя более вовлеченным в процесс, участниками которого они являются.

Также специалисты компании:

  • поддержали подкаст для пациентов с раком мочевого пузыря и почек по результатам ESMO 2021
  • организовали проект в партнерстве с Американской ассоциацией исследований рака AACR, который сосредоточился на роли пациентов в онкологических исследованиях
  • сотрудничают со Стэнфордским университетом в рамках поддержки грантовой программы, направленной на обучение пациентов и повышение их роли как партнеров в клинических исследованиях.




Список литературы

 

1.        Habr, D., Wolf Glanares, B., Schuler, K. & Chari, D. Patients at the Heart of the Scientific Dialogue: An Industry Perspective. Oncol. Ther. 1–10 (2023) doi:10.1007/S40487-023-00220-Z/FIGURES/1.

2.        Annals of Oncology. https://www.annalsofoncology.org/content/plain_language_summaries.

3.        Patient and public partnership | The BMJ. https://www.bmj.com/campaign/patient-partnership.

4.        Narbutas, Š. et al. Overview on patient centricity in cancer care. Front. Pharmacol. 8, 698 (2017). 

Последние публикации