/
Карьера

Как отвечать на неприятные вопросы на собеседовании

05 Окт 2019


В последнее время на форуме medpred.ru неоднократно задавался вопрос – как отвечать о причине увольнения с предыдущей работы, и о чём лучше промолчать на собеседовании. Вот несколько советов.

ВСЁ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ
Банально, но факт: одно из главных правил успешного прохождения собеседования — не пытаться обманывать интервьюeра. Приписывать себе обязанности, которые вы не выполняли, умения, которыми на самом деле не владеете, места работы, которых не существует, — все это абсолютное табу для человека, настроенного на успешную карьеру в фармотрасли.

Опытный HR-менеджер может легко распознать вашу ложь — в его арсенале масса соответствующих приемов. Но даже если ему это не удастся, то кандидата, устроившегося на работу обманом, скорее всего, не ждет ничего хорошего. Коллеги быстро поймут, что, к примеру, его якобы «свободный английский» на самом деле недалеко ушел от уровня средней школы, а «большой опыт организации мероприятий» — всего лишь умение вовремя заказать кофе для участников деловой встречи. И все же не секрет, что кое-какая информация может быть существенной помехой в трудоустройстве. Стоит ли по собственной инициативе сообщать потенциальному работадателю о некоторых подробностях своей жизни? О чем лучше умолчать в резюме и на собеседовании?

СЛИШКОМ КОРОТКИЙ ПЕРИОД РАБОТЫ
Бывает, что у соискателя есть некий негативный профессиональный опыт. Например, короткий период работы, не отражённый в трудовой книжке, — человек ошибся, ему не понравился коллектив или показались неинтересными обязанности, и он уволился через неделю-две после трудоустройства. Или даже не уволился сам, а попросил руководитель до окончания испытательного срока или после первого же ассесмента — как говорится: «не срослось, не получилось». Вносить ли подобный короткий период работы в резюме? Резюме — это документ, отражающий умения и навыки соискателя. Приобрёл ли кандидат какие-то полезные умения за столь короткий период работы в компании? Едва ли. Так что избавьте проводящего интервью с Вами от излишней информации — пишите в резюме только то, что действительно значимо.

Другое дело, если короткий период работы в компании отражён в вашей трудовой книжке. В этом случае вопрос о причинах столь стремительного увольнения непременно возникнет у потенциального работодателя — либо на собеседовании, либо уже в процессе оформления документов. Обманывать HR-менеджера не следует: честно скажите, что ошиблись, приняли неправильное решение при трудоустройстве, а потом поняли свою ошибку и, не теряя понапрасну времени на неинтересной для вас работе, уволились. Лучше, если эту информацию  HR получит до того, как обнаружит запись в трудовой книжке уже при оформлении документов.

КОНФЛИКТЫ С БЫВШИМ РУКОВОДСТВОМ
Большинству соискателей на интервью не избежать вопроса о причинах увольнения с предыдущего места работы. Хорошо, если вы покинули прежнюю компанию исключительно в целях дальнейшего профессионального роста и развития — такой ответ продемонстрирует на собеседовании вашу высокую внутреннюю мотивацию к работе и будет очком в вашу пользу. Но как быть, если причиной увольнения стал серьезный конфликт с руководством или коллегами? Надо понимать, что подробный рассказ о том, как вас третировал начальник, и как вы страдали от мелкого вредительства коллег, будет очень серьезным минусом вашей кандидатуры в глазах HR-менеджера. Такого соискателя вполне могут счесть конфликтным, неконструктивным и не умеющим работать в команде.

С другой стороны, явный обман с вашей стороны («Отношения с руководителем были прекрасными, просто мне захотелось развиваться в другой фармкомпании») — это как минимум неэтично, а как максимум — опасно для карьеры. Ведь ложь может раскрыться, если HR , к примеру, решит обратиться за рекомендациями на Ваше прежнее место работы. Как же быть? Искать золотую середину. Продумайте Ваш ответ так, чтобы он не был обманом, но и не лишил вас возможности трудоустройства. Не критикуйте бывшего шефа за глаза или компанию – будьте готовы найти что-то хорошее в полученном с его помощью опыте. «У нас с бывшим руководителем расходились взгляды по некоторым рабочим вопросам. Я понял, что компания не готова к тем преобразованиям, которые я предлагаю, и решил искать другую работу»; «Я благодарна команде за то, что она научила меня работать в рамках часто меняющихся условий, но все же моей целью является несколько иная работа», — такие ответы, если они прозвучат искренне, вполне удовлетворят собеседующего.

О ЛИЧНОМ
Иногда на собеседовании задают вопросы о личной жизни соискателя. Бывает, что они кажутся кандидатам не слишком этичными, — в таком случае вы можете деликатно уйти от ответа. Лгать, конечно, не следует, но и рассказывать по своей инициативе о пережитом вами разводе или о планах через год завести ребенка вас никто не обязывает.  :D В этой ситуации важно облечь свой ответ в дипломатичную форму. Например: «В резюме сказано, что вы разведены. Что стало причиной развода?» — «Не вполне понимаю, какое это имеет отношение к моей будущей работе, но раз вы спрашиваете, готов ответить. Мы с супругой просто не сошлись характерами».

ПОДРАБОТКИ, НЕУДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ…
О чем еще можно умолчать на собеседовании, если, конечно, вас не спрашивают об этом, что называется, в лоб? Не стоит по своей инициативе рассказывать HR-менеджеру о подработках ( или наличии собственного ИП), которыми вы занимались, будучи сотрудником предыдущей компании: это заставит его задуматься о том, готовы ли вы отдаваться работе целиком. Хорошо подумайте, прежде чем посвящать HR-менеджера в детали неудачного проекта с Вашим участием, если, конечно, он сам не спросит вас об этом. Промолчать лучше и о том, что у Вас когда-то были проблемы с алкоголем, но Вы с этим временно справились  :) , и о прочих личных проблемах, которые давно и успешно решены.

И все же грань между ложью и умолчанием очень тонкая. Промолчать о каких-то серьезных обстоятельствах, которые впоследствии могут повлиять на вашу работу (например, о том, что ваш ребенок часто болеет и вам придется время от времени брать больничный), — значит, подвергнуть риску свою репутацию порядочного человека. Иными словами, вам решать, о чем говорить, а о чем молчать на собеседовании.


Автор: Пауков Сергей Вячеславович, к.м.н., Генеральный директор Учебного Центра "Фармация", любимый тренер всего российского фармрынка


Последние публикации