Правила составления проективных вопросов
- Вопросы задаются в быстром темпе.
- Вопрос должен быть направлен на оценку других людей или их действий.
- Форма вопроса должна быть открытой.
- Вопросы не должны задаваться подряд тематическими блоками.
- Желательно наличие смысловой связи проективных вопросов с предшествующим контекстом.
Оценка мотивации. Мотиваторы — те факторы, которые увеличивают эффективность работы сотрудника и (или) его удовлетворенность в своей работе, так как соответствуют его внутренним желаниям (мотивам), которые в данный момент частично или полностью не удовлетворены.
- Как Вы считаете, что может заставить человека работать эффективней?
- Что может заставить человека, принявшего решение об увольнении, остаться?
- Почему одни готовы к переработкам, а другие нет?
Конфликтность. Вопросы о конфликтности раскрывают основные проблемные зоны и возможные причины разногласий в различных сферах:
- Из-за чего можно поссориться с коллегой?
- Может ли человек из-за конфликта в коллективе уволиться? Приведите пример?
- Почему в коллективах часто происходят конфликты?
Взаимоотношения с клиентами
- От какого клиента все-таки стоит отказаться?
- Как Вы считаете, почему все клиенты слишком капризны и конфликтны?
Взаимоотношение с коллективом. Эти вопросы позволяют выяснить предпочтения кандидата на должность в отношении команды баланс между личными и рабочими отношениями: в каком коллективе человеку комфортно работать, а в каком наоборот?
Ценности. Дублируют сведения о мотиваторах, но так же дают и дополнительную информацию о ценностях кандидата,
- У сотрудника есть хорошая возможность выполнить «левый» заказ. Он этого не делает. Почему?
- Почему в одних компаниях люди воруют, а в других нет?
- Руководитель в отпуске, а люди работают. Почему?
Представление о руководителе. Позволяют выяснить предпочтения кандидата на должность в отношении начальника: Каков он – идеальный руководитель?
Модель успеха
- Почему некоторые люди добиваются успеха в жизни, а другие постоянно терпят неудачу?
- Каких людей более охотно берут на работу на хорошие должности?
- Что побуждает людей работать наиболее эффективно?
- Что нравится людям в работе?
- Что может побудить человека уволиться?
- Каким должен быть оптимальный коллектив?
- Из-за чего происходят основные конфликты в коллективе/ с руководителем?
- В каких ситуациях оправдана ложь?
- Почему одни люди добиваются успеха, а другие терпят неудачу в жизни?
- Из-за чего чаще всего случаются конфликты с клиентом?
- Какой клиент наиболее является наиболее проблемным для компании?
Оценка достоверности метода
Здесь нет однозначно правильных и неправильных ответов, но есть те, которые совпадают с представлениями, принятыми в компании, и соответствуют ее корпоративной культуре. Получив ответы, вы сможете понять ожидания кандидата и соотнести их с реальной ситуацией в компании. А также проанализировать карту мотиваторов будущего сотрудника, чтобы разработать эффективную систему его профессионального роста и вознаграждения усилий.