/
Люди фармы

Пришло время вдумчивого и тактичного маркетинга

14 Апр 2023



Какие тренды наиболее заметны в маркетинге фармацевтической продукции? Что изменилось в коммуникациях с потребителям после пандемии? Какие маркетинговые инструменты  выбирают  фармкомпании?

О современных маркетинговых подходах разговариваем с  Гюзель Муратовой,   руководителем отдела маркетинга ОТС-препаратов  компании Sun Pharma.


MEDPRED.RU: Какие тренды в современном маркетинге фармпродукции Вы бы выделили?

Гюзель Муратова: «Человекоцентричность» - это один из  наиболее  значимых на сегодняшний день трендов. Он  зародился  в период COVID и продолжает набирать актуальность.

Человечность  коммуникаций стала важнее, чем это было ранее. Согласно исследованиям McKinsey, 70% потребителей ожидают персонализированной коммуникации. Сейчас, чтобы говорить с потребителем на одном языке важно намного глубже  понимать его ценности и стремления, привычки, образ мысли, восприятие и отношение к информации. Современных  потребителей отталкивают агрессия и навязчивость,  излишняя демонстрация уникальных свойств  препаратов, драматизация проблем, призывы к срочной покупке. Пришло время вдумчивого, тактичного,  «экологичного»  маркетинга,  время «P2P»  (Person-to-Person) коммуникации. 


MEDPRED.RU: Что изменилось в маркетинговом подходе компании в последнее время? С какими вызовами столкнулась маркетинговая команда Sun Pharma?

Гюзель Муратова: Маркетинговый подход компании Sun Pharma  меняется вместе со временем, гибко адаптируясь  под  новые  реалии.

·       Изменился ландшафт конкурентного окружения. Крупнейшие западные игроки покинули медиапространство, как следствие,  реклама наших крупнейших брендов, таких как Фарингосепт и Колдакт, стала более  заметна. Доля голоса Фарингосепта и Колдакта увеличилась значительно.    

·       Глобализация розничных сетей требует более внимательного и избирательного  подхода в планировании совместных проектов.

·       E-com - один из наиболее перспективных и быстро набирающих обороты инструментов. Доля онлайн продаж  наших противопростудных препаратов  пока не велика, но мы наблюдаем двухзначный рост продаж в этом канале.

·       Digital-проекты позволяют  нам строить нишевое продвижение.

·       Два года назад в структуре компании Sun Pharma было выделено аптечное подразделение, которое полностью сфокусировано на работе с аптечной розницей, что позволило нам усилить позиции наших брендов среди первостольников.

 

MEDPRED.RU: Какие маркетинговые инструменты оказались наиболее успешными?  

Гюзель Муратова:  На мой взгляд,  не существует волшебной палочки, творящей чудеса. Для каждого продукта своя модель продвижения и свой эффективный набор инструментов, который нужно постоянно совершенствовать. Мы продолжаем пробовать новые подходы, иногда возвращаемся к отложенным идеям. Продвижение – это живой организм, находящийся в постоянном движении.


MEDPRED.RU: Как строится взаимодействие с медицинским отделом компании; с научным и медицинским сообществом?

Гюзель Муратова:  Медицинский отдел компании Sun Pharma является ключевым партнером отдела маркетинга ОТС-препаратов. Любая коммуникация, независимо от того на кого она направлена на внутренних клиентов или на внешних, на специалистов или конечных потребителей,  проходит через  руки медицинских советников. Медицинские советники  принимают активное участие в формировании маркетинговых  коммуникаций, в оценке новых продуктов, занимаются  медицинским поиском для удачного позиционирования продуктов, совместно с маркетологами тестируют пилотные проекты

 

MEDPRED.RU: Меняется ли организация отдела маркетинга? Какие специалисты (функционал) сейчас работают в отделе? Появились ли новые должности, специальности?

Гюзель Муратова:  В отделе маркетинга ОТС-препаратов  компании Sun Pharma работают  маркетологи преимущественно с медицинским/фармацевтическим образованием. Маркетинг -менеджеры,  стоящие во главе команд бренд-менеджеров, имеют дополнительное маркетинговое образование, обладают яркими лидерскими и управленческими качествами. Продуктовый портфель отдела маркетинга ОТС препаратов успешно развивается, растет перечень продуктов. Мы открываем новые направления, благодаря чему ежегодно появляются новые вакансии под лончи новых продуктов.

 

MEDPRED.RU:Изменились ли  профессиональные требования к маркетологам  фармы в последнее время?

Гюзель Муратова:  Базовые требования к маркетологам изменились незначительно. По прежнему от маркетологов требуют понимания бизнес- процессов, основных трендов рынка лекарственных средств и БАД, знания законодательства в сфере рекламы лекарственных препаратов и основ регуляторики.    Ценное качество маркетолога -  умение строить продуктивные отношения с кросс-функциональными отделами. Маркетолог  должен хорошо знать и чувствовать потребителей, рынок, партнеров, а также владеть информацией  о  продукте по всей   товаропроводящей цепи. Конечно, важны и личные качества: гибкость и адаптивность, целеустремленность, смелость для принятия нестандартных решений и умение добиваться результата.


MEDPRED.RU: Каких навыков не хватает специалистам, которых вы рассматриваете как кандидатов?

Гюзель Муратова:   Учитывая специфику  ОТС-портфеля, мы  ценим в кандидатах  умение работать с коммерческими инструментами дополнительно к владению широким арсеналом DTC-инструментов.   Да, не все кандидаты обладают такими навыками на старте работы в компании, но к концу первого года работы сотрудники получают это опыт.

 

Последние публикации