/
Карьера

Можно ли стать MAM'ом без опыта работы на этой позиции?

07 Дек 2022


К сожалению, судя по открытым на фармацевтическом рынке вакансиях, не получится. Каждая фармацевтическая компания хочет принять на работу только опытного МАМ'а – Market Access Manager / Менеджера по доступу препаратов к рынку. Этих вакансий мало, что логично. Нелогичным кажется то, что опытных MAM'ов и так немного, а открытого к предложениям и смене работы – наверное, ещё меньше. Однако рынок не может и не хочет ждать, и компании не хотят дожидаться, когда талант, объединяющий функционал маркетолога, КАМ'а, специалиста по фармакоэкономике, отличного переговорщика на уровне и представителей местных властей и лидеров пациентских организаций, вырастет или обучится в собственной компании.

Какова цель работы МАМ'а? Обеспечить всем пациентам быстрый и постоянный доступ к продукту по правильной цене.

Кто клиенты MAM'а? Вот это непростой вопрос, потому что каждый менеджер по доступу препаратов к рынку в своем регионе сам определяет и находит своих клиентов и влияет на них, чтобы пациенты получили своевременное лечение продуктами компании по ценам, на которые согласится региональный минздрав. МАМ привлекает в качестве амбассадоров пациентские и общественные организации, потому что они и адвокаты пациентов влияют на принятие решений местными администрациями.

Чем ещё занимается МАМ? МАМ разбирается в бюджетах своего региона, особенно в той части, что идет на здравоохранения и в тарифных соглашениях по ОМС. МАМ даже может влиять на ценообразование продуктов внутри собственной компании, рекомендовать поднимать / не поднимать цену и оценивает риски, связанные с повышением цены на препараты. 

Какими продуктами занимается МАМ? Очевидно, что не парацетамолом, а продуктами, которые в аптеке не купишь, скорее всего, пациенты не будут самостоятельно оплачивать эти виды терапии. То есть это дорогостоящие продукты для редких / сложных / хронических заболеваний, в которых пациенты могут нуждаться всю жизнь, а их лечение будут оплачивать фонды или местные бюджеты.

Работает ли МАМ в одиночку? Конечно, нет. В работе МАМ'а ему очень помогают и маркетологи, и КАМ'ы и даже отделы внешних коммуникаций.




Почему фармацевтическим компаниям понадобились специальные менеджеры по доступу препаратов на рынке, и перестало хватать медпредов и КАМ'ов?

В условиях глобального экономического спада правительства многих стран стали сдерживать растущие расходы на здравоохранение, усилили регулирование, а пациентские организации стали в большей степени влиять на решения местных администраций, и даже входят в состав акционеров фармкомпаний, влияя на решения о лечении.

Доступ к рынку – междисциплинарная сфера, она включает в себя аспекты других бизнес-функций: управление каналами, заинтересованными сторонами и KOLs.  Ландшафт принятия решений в системе здравоохранения стал сложным, отношения между различными заинтересованными сторонами переплетаются неочевидным образом. Вовлечение же этих заинтересованных сторон в процесс доступа к рынку варьируется в зависимости от терапевтической области и региона. Знание заинтересованных сторон, а также их потребностей и взаимозависимостей имеет решающее значение для успешного доступа к рынку.

На развивающихся рынках (например, в странах БРИКС)  политика в области здравоохранения и регуляторная среда сложнее, чем на развитых. Фармкомпаниям трудно определить нужные заинтересованные стороны, которых необходимо вовлечь в процесс утверждения лекарственных средств. Однако именно развивающиеся рынки – локомотивы роста для фармацевтических компаний.

С одной стороны можно прогнозировать, что механизмы доступа к рынку в странах с волатильными экономиками будут становиться понятнее и прозрачнее. С другой стороны, нестабильность глобальных экономических процессов предвещает, что государства и региональные администрации будут ставить больше регуляторных барьеров для фармацевтических компаний. И ценность МАМ'ов для бизнеса фармкомпаний будет только возрастать.

Источник – Researchgate.net >>>

Последние публикации