К сожалению, судя по открытым на фармацевтическом рынке вакансиях, не получится. Каждая фармацевтическая компания хочет принять на работу только опытного МАМ'а – Market Access Manager / Менеджера по доступу препаратов к рынку. Этих вакансий мало, что логично. Нелогичным кажется то, что опытных MAM'ов и так немного, а открытого к предложениям и смене работы – наверное, ещё меньше. Однако рынок не может и не хочет ждать, и компании не хотят дожидаться, когда талант, объединяющий функционал маркетолога, КАМ'а, специалиста по фармакоэкономике, отличного переговорщика на уровне и представителей местных властей и лидеров пациентских организаций, вырастет или обучится в собственной компании.
Какова цель работы МАМ'а? Обеспечить всем пациентам быстрый и постоянный доступ к продукту по правильной цене.
Кто клиенты MAM'а? Вот это непростой вопрос, потому что каждый менеджер по доступу препаратов к рынку в своем регионе сам определяет и находит своих клиентов и влияет на них, чтобы пациенты получили своевременное лечение продуктами компании по ценам, на которые согласится региональный минздрав. МАМ привлекает в качестве амбассадоров пациентские и общественные организации, потому что они и адвокаты пациентов влияют на принятие решений местными администрациями.
Чем ещё занимается МАМ? МАМ разбирается в бюджетах своего региона, особенно в той части, что идет на здравоохранения и в тарифных соглашениях по ОМС. МАМ даже может влиять на ценообразование продуктов внутри собственной компании, рекомендовать поднимать / не поднимать цену и оценивает риски, связанные с повышением цены на препараты.
Какими продуктами занимается МАМ? Очевидно, что не парацетамолом, а продуктами, которые в аптеке не купишь, скорее всего, пациенты не будут самостоятельно оплачивать эти виды терапии. То есть это дорогостоящие продукты для редких / сложных / хронических заболеваний, в которых пациенты могут нуждаться всю жизнь, а их лечение будут оплачивать фонды или местные бюджеты.
Работает ли МАМ в одиночку? Конечно, нет. В работе МАМ'а ему очень помогают и маркетологи, и КАМ'ы и даже отделы внешних коммуникаций.